пятница, 22 мая 2015 г.

Как создать МК в формате PDF. Продолжаем СП - урок 5.

Всем привет.
Я тут немного выпала из жизни - одновременно пришлось сдавать несколько проектов. 
Но все уже позади, и я готова продолжить. Надеюсь, что вынужденная задержка в публикациях позволили тем, кто отстал от проект, догнать нас.
Сегодня мы переходим к новой теме нашего СП, а именно к вопросу о том, как создать авторский МК.





"А как же остальные моменты, связанные с проведением вебинаров", - спросите Вы меня. 
Друзья, конечно, эти моменты еще остались, и я готова их с Вами обсудить, но для этого я решила выбрать другой формат. 
Я уже писала, что планирую провести семинар:"Рукодельный вебинар от А до Я.
Ответы на ваши вопросы по организации и проведению вебинаров на рукодельную тематику."
Как следует из названия, будем говорить именно про вебинары и часть времени будет посвящена ответам, на возникшие в ходе проекта вопросы. А также затронем темы, которые я здесь не раскрыла полностью.
Это прежде всего то, как организовать  трансляцию прямо у себя в блоге (или в закрытой группе в Вк) и как вообще полностью организовать групповое онлайн обучение.  Я буду подробно рассказывать  об этом  именно на семинаре, для тех, кому это действительно нужно (я имею ввиду нужно в таком объеме и, нужны конкретные подробные пошаговые инструкции) и, кто планирует это применять в ближайшее время. 
Даты семинара ориентировочно 11-12 июня (я думаю это будет два дня). Ссылка на регистрацию и подробная информация будет позже отдельным постом.

А сегодня поговорим о том,  как выбрать формат для своего авторского рукодельного МК.
Обобщенно, можно сказать, что существуют 3 основных формата МК: 
  • живое видео,
  • фото МК в формате PDF и 
  • МК в формате скринкаста
Давайте обсудим каждый изэтих форматов.
Живое видео.
Плюсы этого формата вроде бы очевидны:
  • Вы сразу в живую показываете весь процесс и даете свои пояснения. 
  • Ваши ученики видят всю технологию, видят руки мастера, его движения. И, конечно, в очень многих рукодельных процессах это очень важно.
Но, справедливости ради нужно сказать, что у этого формата есть и свои  минусы:
  • Нужна хорошая камера, чтобы получить качественную запись.
  • Некоторые процессы из-за своей длительности невозможно показать полностью "от и до". И значит все равно показываем только ключевые моменты, а не полностью весь процесс.
  • Часто такие  МК  страдают излишней  подробностью и затянутостью, что в некоторых случаях может даже раздражать.
  • Обработка живого видео требует и специальных знаний и хороших и дорогих программ.
Формат PDF (или просто фото МК) - это очень привычный для нас рукодельниц формат.
Из плюсов у него много:
  • Мы все привыкли читать книги, журналы. МК в PDF это по сути электронная версия книги.
  • Фотографии можно рассматривать столько сколько нам нужно, текст опять же можно перечитать, если что-то не понятно или, наоборот, пропустить, если все предельно ясно. Здесь мы сами управляем своим временем (в случае живого видео, конечно, тоже можно перемотать видео, но это менее удобно).
  • Сделать такой МК вроде даже и не сложно, ведь мы все фотографируем свои работы и зачастую и процесс изготовления тоже.
  • Есть еще очень важный момент. МК в этом формате можно сделать очень качественным очень авторским не только по содержанию, но и по оформлению. Можно сделать "такую конфетку", что ее захочется даже распечатать и сделать реальную книжку. А согласитесь, положительные эмоции у покупателей наших МК - это очень важно.
Теперь о минусах этого формата.
  • Чтобы МК был максимально понятным порой требуется достаточно много текста. А читать длинные тексты мало кто любит. С другой стороны написать гладкий понятный, логически выверенный и стилистически грамотный текст - ой, как не просто. Наговорить этот же текст на видео значительно проще. Все мы свободно общаемся, разговариваем, но мало кто из нас легко писал в школе сочинения.
  • Нужно очень тщательно подойти к отбору и подготовке фото для МК в PDF, так как именно здесь - на 70% залог понятности МК. Это даже не минус этого формата. Просто это нужно иметь ввиду. И желательно, показать тонкие моменты в процессе изготовления изделия на снимках крупным планом. На мой взгляд даже серьезные журналы иногда грешат тем, что на фото процесс показан бывает не достаточно детально. Некоторые моменты приходится порой домысливать перечитывая текст по нескольку раз. Но ведь это не минус формата - это упущение автора МК, его недоработка.
  • Верстка МК в PDF, по мнению многих,  это - очень сложно. Не помню у кого, я читала, что для верстки используются очень сложные профессиональные программы типа иллюстратора и фотошопа. На мой взгляд, это совершенно ненужные сложности. Чтобы сделать красивый качественный МК в PDF достаточно иметь на компьютере банальный офисный пакет программ.  
Теперь поговорим о скринкастах. Этот формат  на мой взгляд очень удачно объединяет в себе плюсы живого видео (не все, но многие) и формата в PDF. Сначала для тех, кто не очень понимает о чем речь поясню, что такое скринкаст. Это запись видео с монитора вашего ПК. Запись вашей презентации составленной из тех же самых фото, которые можно использовать для МК в PDF. И эту запись сопровождает ваш закадровый голос с пояснением к вашим фото.
Нужно заметить, что больше всего скринкасты, конечно, распространены в сфере обучения компьютерным и интернет технологиям. По сути запись вебинара, любого вебинара - это тоже скринкаст. 
Так вот, в рукодельном мире как-то скринкасты пока не особо популярны. И, на мой взгляд, совершенно напрасно. Этот формат очень удобен и для слушателей/зрителей МК и для вас, как автора он тоже имеет массу преимуществ.
Я могу говорить на эту тему очень долго. Как вы уже возможно догадались, я очень люблю именно этот формат МК. В моей работе стилиста я очень часто прибегаю именно к этому формату, когда провожу онлайн консультацию для клиентов и учеников. 
Что же касается рукодельных МК, то у меня есть видео запись с конференции, в которой я очень подробно рассказываю о плюсах формата скринкаста именно в рукодельном бизнесе. И опять же по условиям конференции, на которой было это выступление, я не могу эту запись выставить в свободном доступе. Поэтому вышлю это видео всем участникам  СП  на почту.


Давайте вернемся к формату PDF поговорим подробнее о нем и о том, как сделать МК в этом формате.

Portable Document Format (PDF) — межплатформенный формат электронных документов, разработанный фирмой Adobe Systems. 
Этот формат в первую очередь предназначен для представления полиграфической продукции в электронном виде. Включает механизм электронных подписей для защиты и проверки подлинности документов. 
Первое время существования данный формат был крайне непопулярен:
  • Программное обеспечение компании Adobe для чтения и создания PDF было платным;
  • В PDF отсутствовала поддержка внешних ссылок, что делало его практически бесполезным во всемирной паутине;
  • PDF-документы были большего размера по сравнению с обычным текстом, что означало более длительную загрузку на медленных модемах, широко использовавшихся в те времена;
После того как Adobe выпустила бесплатную версию Acrobat Reader (позднее переименованную в Adobe Reader) для чтения PDF-документов, популярность этого формата стала возрастать.
В настоящее время очень популярен и PDF с 1 июля 2008 года является открытым стандартом ISO 32000.

Из документа в в формате PDF нельзя обычными средствами скопировать или вырезать какую-то часть текста, картинку или другой объект. Этот формат защищен от редактирования, что позволяет обеспечить защиту авторства данного документа.  Хотя нужно понимать, что, конечно, эта защита работает именно на уровне обычного пользователя. 

Для просмотра существует множество программ, а также официальная бесплатная программа Adobe Reader. Значительное количество современного профессионального печатного оборудования имеет аппаратную поддержку формата PDF, что позволяет производить печать документов в данном формате без использования какого-либо программного обеспечения. 
Существуют специальные программы, позволяющие редактировать готовые PDF-файлы, однако их выбор значительно меньше, чем программ для создания или просмотра PDF документов.
Формат позволяет внедрять необходимые шрифты, векторные и растровые изображения, формы и мультимедиа-вставки. Но, конечно, не любые программы позволяют создать документ в формате PDF со встроенным видео-файлом.
И еще одно важное замечание. Если Вы используете в своем МК какие-то сильно экзотические шрифты, то нужно иметь ввиду , что они могут быть заменены на стандартные, что может стать причиной увеличения или уменьшения числа страниц, количества символов в строке, межстрочного интервала и других ошибок отображения, связанных с метрикой шрифта.

Как сделать МК  формате PDF.
Как я уже говорила, самый простой способ предполагает использование обычного пакета офисных программ. Итак, открываем ворд (нужна версия 2007 года или позже), создаем новый документ, размещаем в нем необходимые фото и текстовые инструкции. Доводим все это до нужной кондиции и сохраняем в формате PDF.
Собственно все.

Давайте посмотрим это на примере. Сразу скажу, что я выбрала самые произвольные фото и "рыба-текст" поэтому не пытайтесь найти связь текста с картинками, это чревато для здоровья.

Итак, я вставила текст и картинку. 
В данном случае я вставила коллаж из трех фото, а текст разместила в три колонки.  
Я вообще люблю использовать коллажи, а в случае наличия колонок это еще и упрощает форматирование. 
Да, забыла написать, что формат страницы я взяла альбомный А4, но вы можете взять любой.


Теперь дважды кликаем левой кнопкой вверху страницы для редактирования колонтитула
в верхней панели выбираем экспресс-блоки. 
Хотя это не обязательно, можно просто ввести текст колонтитула и на этом успокоится, но мне захотелось сделать все чуточку красивее.

Теперь выбираем Организатор стандартных блоков, и в нем выбираем то оформление колонтитула, которое вам нравиться. 
Я выбрала голубую полосу с текстом посередине. 

Тоже самое я проделала и для нижнего колонтитула, только тут текст у меня слева.
Потом я добавила цвет  для страницы. 
Это можно сделать во вкладке Дизайн там есть кнопки: Подложка (можно вставить фоновое фото на страницу) и Цвет страницы. 
Я выбрала такой очень светлый цвет ванили. 
И еще немного подвинула мой коллаж, чтобы выравнять его относительно колонтитула. 
Это можно сделать просто кликнув на коллаж и подвинув его с помощью кнопок влево- вправо или просто вручную.

Вот собственно и все. Теперь сохраняем в формате PDF.

И смотрим, что получилось, открыв файл через просмотрщик PDF-файлов.

Нужно сказать, что это самый простой вариант оформления. Более подробно эту тему  я раскрою в своем выступлении на бесплатной онлайн конференции 9 июня. Мой вебинар будет называться: МК в PDF. СЕКРЕТЫ КРАСИВЫХ СТРАНИЧЕК.
Буду рада видеть вас всех на этой конференции. Ссылку для регистрации скину чуть позже.



Теперь ДЗ.
  1. Прочитав тему и посмотрев видео, которое вы получите по почте, сделайте отчет по этому уроку у себя в блоге с картинкой и активной ссылкой на этот урок.
  2. Опишите Ваше личное отношение  и опыт в создании МК   а, также в  использовании чужих МК (если такой имеется) в  каждом из форматов. Что Вам лично ближе  и больше нравится.
  3. Какие Вы видите сложности в создании МК в формата  PDF  и в формате скринкаста, и что не понятно.
  4. Если Вы никогда раньше не делали МК, сделайте это по той самой простой схеме, которую я привела в уроке. Конечно, вы можете оформить свою страничку совсем по-другому. Напишите, что непонятно.


4 комментария:

  1. Спасибо за Ваш труд! Вы очень помогаете своими советами.
    Я делаю цвет страницы в ВОРДЕ, а когда сохраняю в PDF цвет страницы пропадает. Позже выложу ссылку на мой блог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, а в каком ворде работаете и как делаете цвет, через подложку иои фон страницы или как-то еще?

      Удалить
  2. Ссылка на мой блог. http://elenaspuppe.blogspot.de/

    ОтветитьУдалить
  3. Таша, спасибо за проект! Мой отчет http://elenaserdykova.blogspot.ru/2015/06/pdf-5.html#more

    ОтветитьУдалить

Буду рада узнать ваше мнение.